Свидетельство о праве на наследство является официальным документом, который выдается наследнику после подачи заявления на вступление в наследство. Согласно законодательству России, данный документ выдает нотариус. Место выдачи является местом его открытия.
Перед выдачей свидетельства нотариус по наследству рассматривает заявление, поданное наследником – оно служит основанием для открытия наследственного дела. Заявление можно составить как самостоятельно, в свободной форме, так и по установленному образцу. Все наследственные дела номеруются – так в дальнейшем их проще будет найти.
Свидетельство о праве на наследство является подтверждением официального признания права на наследство. Стоит отметить, что, когда имущество расположено не в одном, а в нескольких городах, следует подавать заявление в нотариальный орган, который находится по месту расположения основной части наследства.
Кроме заявления потребуются и другие документы на наследство: подтверждающая выписка о смерти, справка о месте жительства наследодателя, документ, свидетельствующий о праве собственности умершего на наследуемое имущество, документальное подтверждение родства наследника, заключение экспертизы по оценке стоимости, финансовый лицевой счет завещателя (ксерокопия), выписка из домовой книги, справки о выплате всех налогов и коммунальных услуг.
Согласно Гражданскому кодексу, процедура по вступлению в наследство производится в рамках периода не более 6 месяцев с момента подачи заявления в нотариальный орган. За это время нужно осуществить сбор всех документов на наследство , а также найти каждого прямого наследника, упомянутого в завещании. Если наследнику предусмотрены дополнительные льготы, для их получения потребуются дополнительные документы на наследство. Юридическая профессиональная помощь в данной ситуации ускорит процедуру получения свидетельства.
Регистрацию наследственного свидетельства нотариус по наследству производит в регистрационной книге наследственных дел. Стоит учитывать, что все оригиналы подтверждающей принятие наследства документации, хранятся у сотрудника нотариального органа. Наследникам, в свою очередь, выдаются копии с печатью и заверенной подписью.
Если на бумагах подпись и печать не проставлены, они являются не действительными. Регистрируют свидетельство в местной Федеральной Регистрационной службе. При этом предметом принятого наследства, подлежащего регистрации может быть любой вид имущества.
Когда лицо, которое получило право на наследство по закону или по завещанию, унаследует земельный участок, его регистрируют не в городской, а в областной Регистрационной службе. При принятии в наследство по закону или по завещанию автомобиля, регистрацию производят в ГИБДД.
Принятие наследства оформляется поэтапно. Прежде всего, нужно снять с учета умершего наследодателя, путем подач заявления в единый информационно-расчетный центр, с приложенным свидетельством о смерти. Там должны выдать документ, подтверждающий проживание завещателя по соответственному адресу вместе с выпиской из домой книги о снятии с регистрации умершего лица.
Далее следует подать заявление в нотариальный орган. Подать его может как сам наследник, так и его доверенное лицо, при условии, что во втором случае представитель предоставит доверенность с подписью наследуемого лица.
После этого нужно собрать все необходимые документы для вступления в наследство. Когда пакет документов будет предоставлен, по истечению определенного времени, нотариус выдаст наследнику наследственное свидетельство. Стоит учесть, что данный документ может быть выдан только после выплаты государственной пошлины за действия нотариуса. Родственники первого круга, такие как брат, супруг, ребенок наследодателя, выплачивают пошлину в размере 0,3% от общей стоимости наследственного имущества. На всех остальных наследуемых лиц, возлагается госпошлина в размере 0,5%. И в первом и во втором случае, сумма не должна превышать 1 миллиона рублей. Расценки за печать документов и бланки указаны в прейскуранте нотариуса.
Далее следует регистрация свидетельства в Регистрационной службе.