Юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности при разных обстоятельствах. Основаниями могут служить нарушения Налогового кодекса, экологические преступления и др. Однако несмотря на то, что сферы нарушений бывают различными, ответственность во всех случаях является административной; не существует каких-либо специальных ее подвидов - налоговой ответственности, экологической и пр.
Административная ответственность организации установлена на законодательном уровне. Эта сфера характеризуется противоречивостью, в связи с чем на эту тему нередко возникают дискуссии.
Принято выделять следующие виды противоправных действий, совершаемых организациями:
нарушения в сфере экологии,несоблюдение установленных норм при строительстве объектов, производстве строительных материалов,нарушения таможенного законодательства,налоговые нарушения,противозаконное ведение банковской деятельности, несоблюдение правил пожарной безопасности, несоответствие установленным стандартам в сфере санитарии,несоблюдение правил по охране окружающей среды, нарушения, связанные с применением кассовых аппаратов, нарушения, имеющие отношение к валютным операциям и др.
Одной из законных форм наказания организации является административный штраф.
Согласно Административному кодексу, нарушением административного характера является противозаконное действие или бездействие ответственных лиц. Если у юридического лица имелась возможность избежать нарушения, но оно не использовало их, то это является основанием для признания его виновным. Однако факт неиспользования имевшейся возможности должен быть доказан.
Если юридическое лицо было подвергнуто административному наказанию, к примеру, административному штрафу, это не означает, что виновные физические лица - сотрудники организации - смогут избежать ответственности за содеянное. И напротив, если руководителю или сотруднику организации предъявлено обвинение, это не означает, что организация освобождается от наказания. За одно и то же нарушение может быть привлечена к ответственности как компания, так и физическое лицо, виновное в его совершении.
При рассмотрении вопроса о виновности юрлица необходимо выяснить, были ли предприняты необходимые меры для избежания нарушения. Устанавливается, информировало ли должностное лицо руководство о том, что требуемые им действия невозможно выполнить, не совершив нарушение.
Административным кодексом не установлено каких-либо ограничений на назначение административного наказания. Ввиду этого суд может наложить любую меру в соответствии с положениями соответствующей статьи. При этом судья обязан учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Основное отличие административного наказания от уголовного заключается в том, что оно может применяться в отношении юридического лица.
В Административном кодексе присутствует определение различных форм вины. Умышленное совершение нарушения имеет место в том случае, если нарушитель осознавал, что его действия являются противозаконными. При умышленном нарушении лицо знало о вероятности наступления негативных последствий и позволяло этому произойти или даже желало их наступления.
Нарушение совершено по неосторожности, если нарушитель, догадываясь о возможности наступления негативных последствий, ошибочно считало, что может не допустить их. К неосторожности относятся и случаи, когда лицо не знало о вероятном наступлении дурных последствий, хотя и должно было знать об этом и имело возможность предвидеть это.
Обвинение в совершении административного нарушения может быть предъявлено лицу только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет. В зависимости от обстоятельств специальная комиссия, занимающаяся делами несовершеннолетних, может освободить юного нарушителя до 18 лет от наказания.
Должностному лицу, совершившему нарушение в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения своих должностных функций, грозит административная ответственность.